Прокуратура информирует

 

В связи с обращениями граждан и руководителей детских образовательных организаций в прокуратуру Починковского района по вопросу запрета посещения несовершеннолетними детских образовательных организаций без проведения туберкулинодиагностики или заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболеваний прокуратура разъясняет следующее.

В соответствии со ст.ст. 41 и 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину в Российской Федерации гарантировано право на охрану здоровья и образование. При этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации).

Охрана здоровья детей признается государством одним из важнейших и необходимых условий их физического и психического развития, приоритетными считаются меры по предупреждению и раннему выявлению социально-значимых заболеваний в том числе туберкулеза (ст. ст. 7 и 12 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»).

В частности в соответствии с ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее – Федеральный закон) закон возлагает на образовательные организации обязанность по созданию необходимых условий укрепления здоровья обучающихся и работников, в то же время в силу ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на граждан возлагается обязанность не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благополучную среду обитания.

С целью реализации указанных положений закона Главным государственным санитарным врачом РФ в рамках компетенции утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» (далее – Правила), являющиеся обязательными для физических и юридических лиц (п. 1.3 Правил).

Как указано в Правилах (п. 5.1 Правил), в целях раннего выявления туберкулеза у детей туберкулинодиагностика проводится детям с 12-месячного возраста и до достижения возраста 18 лет путем постановки внутрикожной аллергической пробы с туберкулином (проба Манту) один или два раза в год (в зависимости от вакцинации и состояния здоровья).

Возможность проведения указанного исследования(в форме пробы Манту) гражданам предоставляется государством бесплатно в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В то же время с учетом положений о добровольности медицинского вмешательства, если гражданин не желает проводить туберкулинодиагностику путем постановки пробы Манту, он вправе выбрать любой альтернативный способ диагностики, не включенный в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и проводимый за счет собственных средств граждан (Диаскинтест, Т-СПОТ, Тубинферон и др.).

Дети, туберкулинодиагностика (то есть по смыслу Правил – проба Манту) которым не проводилась, допускаются в детскую организацию при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания (указанное прямо установлено п. 5.7 Правил), которое выдается им на основании жалоб пациента, данных осмотра, результатов обследования (вышеуказанных тестов), то есть достаточных объективных данных.

При отсутствии результатов исследований (диагностики) или заключения фтизиатра законодательство допускает отказ в приеме ребенка в образовательную организацию.

Решением Верховного Суда РФ от 17.02.2015 № АКПИ14-1454 пункт 1.3 и абзац 2 пункта 5.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» признаны законными, соответственно установленные ими требования не противоречат действующему законодательству и обязательны к применению на всей территории Российской Федерации.

Согласно п.9 Порядка и п.11.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» прием детей, впервые поступающих в образовательную организацию, осуществляется на основании медицинского заключения, которое в числе прочего содержит и сведения о наличии или отсутствии заболевания ребенка туберкулезом.

При отказе гражданина от любых форм туберкулинодиагностики у врача-фтизиатра не имеется достаточных данных для определения наличия или отсутствия у него заболевания и, соответственно, выдачи обоснованного заключения.

Таким образом, из системного анализа законодательства и судебной практики следует, что реализация права на отказ от медицинской помощи не должна нарушать прав иных лиц на благоприятную среду обитания, поскольку все граждане равны в своих правах.

Кроме того, в случае отказа от любых форм медицинского вмешательства, связанных с диагностикой социально-значимых заболеваний, влекущих небезопасное нахождение ребенка в коллективе, угрозу распространения заболеваний, Федеральным законом каждому предоставлено право на образование в форме, не связанной с нахождением в коллективе (например, семейное образование).

 

На основании изложенного, действия руководителей образовательных организаций по запрету посещения несовершеннолетними детских образовательных организаций без проведения туберкулинодиагностики или заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболеваний не противоречат действующему законодательству.